Ребенок и горшок.

Автор: Екатерина Бурмистрова

Когда и как мы должны приучать к горшку нашего малыша? Не слишком ли поздно? Не слишком ли рано? А вот он сидит на горшке и говорит аа-аа, а писает мимо – наверное, это назло?
Эти и многие другие вопросы приходится слышать психологу, консультирующему родителей маленьких детей. Это очень насущные вопросы, так как считается, что хорошая мама должна быстро и без проблем приучить ребенка к горшку. Это вопрос своего рода родительской компетенции.

Какие же существуют рекомендации на эту тему?
Прежде всего, хотелось бы сказать – что возраст, в котором ребенка начинают приучать к горшку – это не какой-то фиксированный момент. В разных культурах в различные времена существовали очень разные взгляды на то, когда и как это следует делать.
У нас, в России, в крестьянских семьях ребенку до определенного возраста (примерно лет до трех) просто не надевали штаны. А потом, когда одевали – ребенок их уже не мочил. Это было почетно - носить штаны. Это надо было заслужить. Но ребенка никто не торопил.
А вот 70-50 лет назад ситуация была совсем иная. И наших мам и пап, да и нас с вами приучали к горшку рано (около года) и достаточно авторитарно. А что было делать, если не было памперсов и стиральных машин-автоматов, да и послеродовый отпуск кончался в лучшем случае в год. И в ясли-сад писающих детей не брали или брали с большой неохотой. Вот и приходилось приучать жестко. Такая жизнь.
А в некоторых странах (в Израиле, Америке) с детей не снимают памперс до 3-4 лет, а ночью и до 5-6 лет. Так всем удобно и никого не травмирует. Но для нас звучит диковато.

Так как же обстоят дела у нас, «здесь и теперь»?
Возрастные психологи считают, что центр, ответственный за сознательное мочеиспускание созревает в головном мозге от полутора до 1 г и 10 месяцев. Это время индивидуально, т.е. каждый малыш имеет свой возраст, когда готов работать его центр. Это нельзя ускорить, но можно замедлить.

Как выглядит на практике созревание этого центра?
Вот типичная картина: малыш долго и ответственно сидит на горшке, а потом встает и тут же писает мимо. Это не нарочно. Он просто не знает заранее, что сейчас станет писать. Для него это так же неожиданно, как и для вас. Центр, ответственный за сознательное мочеиспускание не созрел.
Упорные мамы могут трудиться, раз за разом высаживая малыша на горшок и удерживая его там, а эффекта никакого, только сопротивление со стороны ребенка усиливается.
На мой взгляд, лучше подождать. В среднем, в возрасте 1год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев многие дети уже могут «попадать» в горшок.
Начинать раньше – очень трудоемко и не слишком ускоряет процесс. Психологи подсчитали, что начав высаживать ребенка около 10 месяцев нужно произвести несколько тысяч(!) высаживаний до полного приучения, а начав в 1 год 8 месяцев – достаточно несколько десятков.
Главное – это время так же индивидуально, как и время прорезывания зубов, и начало ходьбы. Ведь в этих вещах никому не приходит в голову малыша торопить и сравнивать с другими. Ребенка вообще нужно сравнивать только с ним самим, но в более раннее время.
Долго ли, коротко ли, наступает час «Х» и ребенок начинает писать куда надо. Хотя бы иногда.

Посмотрим внимательнее на простой для нас процесс писания в горшок. 
Он четырехшаговый. То есть ребенку надо:

  1. Заранее понять, что хочешь на горшок.
  2. Успеть добежать до того места, где он стоит.
  3. Успеть снять штанишки.
  4. Пописать
  5. (необязательный) не пролить горшок.

Согласитесь, не простая последовательность. И на каждом этапе может случиться сбой.
Так что в первую очередь ребенка надо хвалить даже не за полный успех, а за намерение и старание.

Теперь поговорим о последовательности приучения к горшку.

  • Главное препятствие на пути к успеху – памперсы.
    Может быть, кто-нибудь из родителей и расстроится, но я скажу точно – для того, чтобы у вашего малыша наладилась в голове простая причинно–следственная цепочка «писаешь-мокро» нужно, чтобы он прожил без памперсов полтора-два месяца. Имеется в виду, что памперсы надо бы снимать на все время бодрствования, включая прогулку. Конечно, зима – не лучшее время для таких экспериментов. 
  • Еще очень важно – не ругать малыша, когда у него не получилось пописать куда надо, а хвалить, если у него – вдруг - получилось.
  • Кроме того, важно подключить ваше чадо к процессу устранения последствий аварии. Да-да, дать ему в руки чистую тряпочку и сказать «вытираем», а также – помочь полоскать штанишки и вешать их на батарею.
    Штанишки для «горшечного тренинга» нужно покупать простые, на резинке и не слишком тесные – чтобы ребенок сам мог без труда снять их. Штанов хорошо бы иметь порядка 20 штук.
  • Основной принцип – хвалить за успехи! Не ругать за нежелаемое поведение, а поощрять желаемое. Ребенок сам дозреет до произвольного поведения. Ваша роль помочь ему, но не передавить. 
  • Конечно, надо предлагать ребенку садиться на горшок, но заставлять насильно – нельзя.
    Дело в том, что резкое, насильственное приучение к горшку и удерживание на нем может привести к появлению неврогенных запоров и даже невротического характера. Кроме того, данная область человеческого существа очень тесно связана со сферой сексуальной. Вряд ли найдутся родители, которые в здравом уме и твердой памяти пожелают своему ребенку проблем в этой области. Не стоит делать горшок полем битвы.

В семьях без глубоких психологических проблем приучение к горшку происходит достаточно быстро и безболезненно. И потом никто не может вспомнить, как же это получилось. Вот именно это отсутствие ярких воспоминаний и есть признак того, что все идет нормально.
А в тех семьях, где приучению к опрятности придается слишком большое значение, ребенок может вести себя пассивно-агрессивным способом – т.е. писать как будто специально совсем не в те места. Например, на папину любимую подушку. Это не сознательное, а подсознательное выражение недовольства излишним давлением. И с таким поведением нелегко справиться.
Так что тут, извините за сленг, лучше «недобдеть».

А что делать ночью?
С ночным писанием ситуация несколько иная.
Примерно до трех лет мочевой пузырь ребенка не готов удерживать ночной объем мочи. То есть нужно либо использовать памперсы и пеленки, либо высаживать на горшок в течение ночи 1-2 раза. Делать это можно, если писает ребенок в полусне, не просыпаясь окончательно, и легко погружается в глубокий сон. 
Ни в коем случае нельзя ругать за ночное писание. Ребенок в любом возрасте не делает этого сознательно. 
Ночное писание можно назвать энурезом только после 4-4,5 лет. Это официальные современные нормы невропатологов.

Подведем итоги:

  • Родителям стоит дождаться созревания центра, ответственного за сознательное мочеиспускание. Не поддаваться внушениям на тему «Ты в год уже штаны не мочила. Шлепни пару раз и все».
  • Ориентировочно за 1,5-2 месяца до этого времени снять памперсы на время бодрствования.
  • Предлагать, но не заставлять.
  • Хвалить и поощрять.
  • Показать ребенка постарше, который умеет писать на горшок.
  • Ждать результатов и не расстраиваться.
  • Помнить, что ребенок обязательно научится, а если он еще не умеет, то это не значит, что вы – плохая мама.

Возврат к списку

советы родителям:

«Светлячки», Карафиат Ян

В 1876 году в частной пражской типографии была анонимно напечатана небольшая книжка «Светлячки», или повесть «для маленьких и больших детей». Вскоре критики с восторгом нарекли автора «чешским Андерсеном» и в следующем издании появилось его имя. Им оказался священник-евангелист Ян Карафиат.

Как в капле воды, в недолгой жизни семейства светлячков отразил автор всё земное бытие – счастливые детство и юность в родительском доме, ответственность взрослого за дело, которому он служит, радость иметь семью и растить детей, боль утраты – в подчинении таинственному Божественному замыслу...

«Странствие Парка», Патерсон Кэтрин

Странствие Парка

Парк не понимает, отчего мама отказывается рассказать ему об отце, который погиб во Вьетнаме 11 лет назад. Мальчик совсем его не помнит… И ему очень нужно найти ответ.

Поиски приводят Парка в поместье его дяди в Вирджинии. Но там Парка ожидают новые загадки. Кто эта вьетнамская девочка, которая только и делает, что дразнится? Почему она живет в их доме? В конце концов Парку открывается правда, которую он настойчиво искал. Сможет ли о ее принять?

«Между нами», Вадим Левин и Рената Муха

Между нами

Всем, кого интересуют вопросы приобщения малышей к чтению, будет чрезвычайно полезно послушать небанальные советы двух замечательных детских поэтов. Книга-игра, книга-оркестр (с оригинальными «партитурами чтения»), в которой есть место и стихам, и сказкам, и забавам, и серьёзным размышлениям, — своеобразная квинтэссенция методики начального литературного образования (НЛО), которую вот уже полвека совершенствует и внедряет в жизнь её автор — педагог, психолог и поэт Вадим Александрович Левин.

Книга имеет два «входа». Если открыть её со «взрослой» стороны, мы попадём в «Между нами, взрослыми…» и окажемся среди «педагогических заметок писателей» о том, «как читать детям, как читать с детьми, получая удовольствие и доставляя радость». Если же книгу перевернуть, перед нами окажется прекрасный стихотворный сборник двух мудрецов, навсегда оставшихся в Детстве. В одной компании с ними — художник Света Иванова, оформившая книгу так легко и играючи, что с ней не будет скучно никому — ни детям, ни взрослым.

«Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю», Туве Янссон

Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю

Неожиданная, совершенно уникальная книжка-картинка, которую всемирно известная и любимая финская писательница Туве Янссон сочинила (в стихах!) и проиллюстрировала (в цвете!) – в 1952 году. В этой книжке, которая на самом деле не просто книжка, а книжка-картинка-игра, читатель вместе с Муми-троллем помогает плачущей Мюмле искать ее сестренку – малышку Мю. В каждой странице есть окошко, через которое, преодолевая разные препятствия, Муми-тролль пробирается на следующую страницу… На которой его снова поджидают всевозможные неожиданности! В таком нелегком путешествии особенно важно воображение – как без него угадаешь, что же будет дальше?!

«Остались считанные дни…», Валентин Дмитриевич Берестов

Гуманитарное издательство «Совпадение» в серии «Варианты главного» выпустило книгу «Остались считанные дни…» поэта и литературоведа Валентина Дмитриевича Берестова, имя которого, без сомнения, знакомо и дорого всем ценителям хороших стихов для детей. Сборник состоит из воспоминаний разных лет и статей об А.С.Пушкине. Мемуары о собственном детстве Берестов перемежает воспоминаниями об А.А.Ахматовой, А.Н.Толстом, К.И.Чуковском, С.Я.Маршаке — словом, о тех литераторах, с которыми он познакомился в юности и на протяжении всей жизни сохранял дружеские отношения. Статьи о Пушкине приоткрывают менее известную сторону творчества выдающегося детского поэта.

Пятитомника графини де Сегюр

Приятным сюрпризом для читателей стал выпуск пятитомника графини де Сегюр (урождённой Софьи Фёдоровны Ростопчиной). В собрание вошли «Волшебные сказки», «Трилогия о Софи», повести «Записки осла», «Маленький горбун», «Добрый маленький чертёнок», «После грозы». В пятом томе читателей ждёт повесть «Генерал Дуракин», впервые переведённая на русский язык.

Выпуская подобные собрания сочинений без иллюстраций, с использованием обычных шрифтов, издатели занимаются прежде всего просвещением взрослых, предоставляя им возможность познакомиться со всем многообразием творчества того или иного писателя. Отмечая значимость каждого из упомянутых собраний сочинений, хочется всё же напомнить: любое включённое в них произведение вполне достойно особой — цветной и красочной «детской» жизни.