Мир ребенка коттеджного поселка

Автор: Екатерина Бурмистрова

Я хочу поговорить на эту тему, потому что много людей переехали за город, желая растить детей в лучших условиях, на свежем воздухе, это лучше, чем в центре Москвы – и дышать не чем и гулять негде.
Переезжая, многие люди с другими заботами, не учитывают важные вещи для развития ребенка и его формирования.
Есть очень разные коттеджные поселки, это все знают, они и построены в разное время, и по разным задумкам, есть разные виды загородного жилья. Поселки, которые строились в 90-х гг. и в начале 2000 г. отличаются неразвитой инфраструктурой, т. е. строились просто дома, и не думалось, что это будет некий микромир, где будут жить семьи с детьми, и что этим детям там надо будет формироваться. Площадок детских не строили.
Если вы живете в коттеджном поселке, где есть детская площадка, то половина проблем в первые 5 лет жизни ребенка, можно считать решенными. Если вы живете в поселке, где площадки нет, то для детей до 5 лет – это серьезнейшая проблема и фактор риска, в том плане, что некоторые его навыки не могут развиться сами по себе, для этого надо будет прилагать специальные усилия.

Зачем нужна детская площадка? Понятно, что речь не идет о спортивных снарядах. Рядом с домом должна быть горка, песочница, чтобы ребенок мог активно двигаться, но и площадка как место для общения с другими детьми. Загородное житье более уединенное, многих взрослых это прельщает, но для ребенка-дошкольника очень важно не быть одиночкой. Знать, на что похожи его ровесники, знать, как они общаются, уметь делить лопатки в песочнице, уметь постоять за себя – все это формируется именно в каждодневном гулянии, а не в одиночку с няней, а хотя бы с другими нянями и детьми – ровесниками. Ребенок не разовьет свои некоторые навыки, если у него не будет практики в общении.
В поселках, где нет площадки, соответственно места для встречи тоже нет. Жизнь такова, что люди не стремятся лезть через забор и у нас не Израиль, где у людей заборчик по коленочку и запросто можно ходить друг к другу в гости. У нас уровень безопасности другой и так часто общаться не принято. Надо обратить внимание родителей на то, что даже если это и не входит в ваши планы, не совпадает с вашими семейными традициями, если вы живете за городом и нет площадки, то нужно приложить усилия к тому, чтобы ребенок гулял с кем-то. Это то, что няня не может сделать сама или сделать по поручению, для этого нужна инициатива мам, которые не против познакомиться и не против, чтобы их дети общались.
Идеально, если в дошкольном возрасте возникают маленькие компании, группки для прогулок, когда изо дня в день дети встречаются с одними и теми же детьми, знают, как кого зовут, очень ждут этих моментов. Совместные прогулки совсем не заменяют занятия. Сейчас загородная инфраструктура стремительно развивается, появилось много детский клубов, детских садов, игровых центров, т.е. есть куда поехать. Это только отчасти восполняет вакуум общения у детей, потому что занятия – это занятия, там слушаются уроки, есть педагог. На занятиях нет цели для того, чтобы пообщаться, за исключением мест, где есть специальные игровые комнаты. Посещение занятий – это само собой разумеется, но еще и должна быть возможность общаться, играть вне занятий, только с минимальной организующей помощью взрослого, а если игр нет, то не разовьется социальный интеллект.

С момента как ребенку исполнился год - ребенка надо отправлять в песочницу, даже если вам не нравятся там дети и взрослые.
С момента как ему исполнится 1, 5 года он должен видеть разных людей и разные ситуации, должна быть широкая возможность смотреть на то, как люди общаются, и дети, и взрослые. А если этого не происходит, ребенок не то чтобы растет дикарем, но у него мало пищи для социального развития.
Обычно люди спохватываются, когда уже немножко поздно. Родители ведь думают, что если ребенок растет, ухожен и при компетентной няне, то все хорошо. Но спохватываются люди ближе к школе, лет в 5-6, когда замечают, что у ребенка некоторые проблемы при вхождении в коллектив, надо вписываться в нулевку или в первый класс, а оказывается, что ребенок не общается так легко, как это делали его родители в детстве. 

Нарушения общения могут быть самые разные.
Есть два типа: один тип – застенчивость, когда ребенок закрывается в раковине от смущения и не идет на контакт, а второй тип нарушения – это агрессивность, когда ребенок опять же от неумения общаться ведет себя неадекватно, не чувствуя границ. Он будет драться, кусаться, говорить ненужные слова, нарушая пространство другого ребенка только от неумения входить в контакт.
Надо сказать, что навыки общения лучше всего развиваются между 4-5 годами. Я, конечно, не могу сказать, что в возрасте 5-6 лет уже поздно, ничего не поздно, пока человек жив, просто в 4-5 лет вы меньше сил потратите для того, чтобы научить ребенка общаться. Поэтому, если семья живет за городом особое внимание должно быть уделено сфере общения ребенка, понимая, что это не прихоть, а задатки социальной адаптированности.
Надо понимать, что вашему ребенку придется в жизни вступать в контакт с огромным количеством людей и от умения общаться в жизни много зависит. Ведь это одно из необходимых умений и о нем надо заботиться раньше, чем научить ребенка читать.

Необходимый минимум общения такой:
Во-первых, гости, причем в формате камерном, а не когда это взрослые тусовки и ребенка начинают показывать как драгоценность семьи. А просто гости, регулярно, с детьми ровесниками, с которыми ребенок хорошо знаком. Не надо, чтобы была постоянная смена лиц. Очень полезно бывать в других домах, где есть дети. Опять же люди живут по-разному, но множество неработающих жен сидят за забором и тоскуют от недостатка общения, а мужья так активно увлечены своей деятельностью, что времени для организации досуга для ребенка остается минимум, а в выходные хочется только посидеть дома.
Второе – это прогулки, ежедневные. Если в поселке нет площадки, то я считаю, что надо организовывать строительство, во многих случаях возможность для этого есть. А если площадки пока нет, то надо ездить в такие места, где они есть.
Третье – это посещение занятий. Не надо чтобы ребенок становился социальным дикарем, ведь потом он сам будет от этого страдать. Я может, и сгущаю краски, но мне, к сожалению, такое приходилось видеть нередко. Родители должны видеть время от времени ровесников ребенка, чтобы представлять себе детей этого возраста. Что касается широты круга общения, то если у ребенка есть 1-2 закадычных дружка или подружки, то этого достаточно. А если нет, то эту дырку не восполнит ни няни, ни книги, ни самые чудесные игрушки – нужны живые люди.
Занятия тоже должны быть выбраны. Причем надо сделать так, чтобы после развивающей части было время на общение, в программу не должно входить быстрое вытряхивание из клуба, дети должны иметь возможность побыть собой без каких-то развивающих целей.

Чтобы ребенок нормально развивался, у него должна быть некая социальная броня.
Например, находясь в большой толпе в магазине, мы легко умеем отсекать ненужное. Ребенок, у которого недостаток общения на все реагирует очень живо. Это первая проблема. Вторая проблема, может, немного уже пошла на убыль - это страх взрослых. Очень часто люди в России боятся каких-то моментов внешней жизни, боятся за ребенка. Если у родителей есть страх, то это переходит моментально в подсознание. И передается от родителей к детям, они тоже начинают боятся, сами не понимая чего. Люди вне дома кажутся опасными, взрослым надо сделать так, чтобы опасаться минимально. Если в силу уединенности жизни это возникает, то надо на уровне сознания убедить себя, что за границей охраняемого участка все не так страшно. У ребенка можно, например, сложить ощущение позитивное, что нам лучше на природе, а не в городе.
Нужно еще показывать ребенку большую обычную жизнь города. Для ребенка может быть большим открытием - метро. В некоторых школах, например, говорят: «Внимание, завтра мы едем первый раз на экскурсию на метро, расскажите ребенку, что это такое». Кроме того, детей очень интересуют какие-то коммунальные вещи, почта, мусорщики, как доставляются продукты в магазин, то, что для взрослых не представляет интереса.

Потеря круга общения:
Еще одна проблема, которая может возникнуть не только за городом. Бывает, что семья переезжает за город, и отчасти теряет круг общения. Часто это со сменой статуса связано, или с браком, переезд – и соседи далеко (часто связи строятся по принципу близости, а не душевности), и родственники далеко, и, в результате, многие связи утрачены, связи с родственниками слабеют. Если многие связи разорваны, что тоже может быть понятно, ведь мы не всегда дружим с людьми всю жизнь, то надо выстраивать новые связи. Если не ради себя, то ради детей. Нормально, когда появляются дети, то появляются знакомые, с которыми вы связаны по детям. 

Надо ли отдавать ребенка в детский сад?
С 4-х лет, я считаю, всем необходим детский сад. За редчайшим исключением слишком домашних детей. Чтобы в школе все начиналось хорошо, мне кажется, у ребенка должен быть в запасе хотя бы один год в детском саду.
Сейчас появилось достаточно много детских садов, совершенно не похожих на то, что было в советские времена. Туда детей можно отдавать без страха. Многие этого не делают только потому, что не понимают, зачем это надо. В сад надо для того, чтобы общаться, чтобы иметь друзей и врагов, потому что это тоже необходимо, чтобы видеть к себе разное отношение взрослых, и чтобы получить опыт краткого пребывания без мамы, няни, такой своеобразной индивидуальной защиты.
Это опыт необходимый любому ребенку перед школой, потому что если не отрываться от индивидуального сопровождения то, по сути, ребенок так и не выходит из младенческого состояния. Он эмоционально остается младенцем, я не считаю, что стоит до школы в этом состоянии задерживаться.
Ребенок, которому пора в школу, должен быть докой в общении. Должен уметь строить козни, должен уметь быть бескорыстным, уметь совершать какие-то поступки во имя дружбы, уметь разделываться с недругами, строить коалиции, это все потом пригодится во взрослом возрасте. Это навыки от 3, 5 до 5, 5 лет формируются естественным образом, если в это время ребенку не повезло, и у него не было практики в общении, то образуется дыра.
Есть социальные гении, которые без практики научатся всему, но их минимум. В основном, детям надо время чтобы научиться всему, в том числе общению со сверстниками.

Почему эта тема поднимается именно в вопросах о загородном житье?
Да потому что в городе все более сгущено, тут больше возможности потолкаться, все бок о бок, выйдешь в парк - огромное количество мамок-нянек с детьми, а за городом сложнее. Изолированность и создание тепличной обстановки – это не есть задача в воспитании ребенка-дошкольника, надо показать ему интересный противоречивый мир общения.

Следующий момент в загородной жизни – это правильно показывать ребенку Москву.
Большой и красивый город, рядом с которым вы живете. Сейчас ребенка стараются минимально таскать на машине в город, кто-то не любит пробок, кто-то не переносит дороги. Но при этом ребенок, растущий за городом, должен быть горожанином, он не должен бояться шумных улиц и много народу, огней. Он должен бывать регулярно в городе.
Хорошо если поездки в город наполнены содержанием, но при этом не перегружены. Надо показывать какие-то красивые кусочки Москвы, сохранившиеся исторические здания, музеи, и совсем необязательно посещение огромных торговых центров, что сейчас популярно, семейный шоппинг его отнюдь не разовьет, такие привычки не обязательно нужны дошкольнику. Не надо ребенка отвлекать от эстетических ценностей города, в котором также много и плохого, но хорошего все равно много, и надо давать это дозировано.
Если вы вырвались в город, не надо рассчитывать сделать все: и заехать к родственникам, и где-то побывать, и пойти в магазины, а потом вечером у ребенка истерика – он не привык к такому количеству впечатлений. В результате город воспринимается с усталостью. Как вы думаете о детской диете, так же нужно думать о диете впечатлений, чтобы не возникало диатеза от впечатлений. И если вы идете в музей, то обходите 2-3 зала, не надо обходить все залы Исторического музея за один раз - это ни к чему не приведет даже взрослого человека. Объем восприятия у ребенка небольшой и надо ориентироваться на его интерес. Бывает, что взрослые очень любят картины и не замечают, как дети от них устают. Впечатлительному ребенку может хватить просмотра одной картины или 2-х статуй.
Культурную программу обычно составляет мама, и есть что посмотреть вместе с ребенком.
В Интернете много различных форумов, где можно посмотреть различные впечатления мам, которые куда-то ходили с детьми, я советую это посмотреть, может быть вполне информативно.
Очень много зависит от склонностей ребенка, потому что кто-то любит детские праздники в кафе, ресторанах, а кто-то на дух не выносит, главное, не идти наперекор, а идти с интересами ребенка.
Если это мальчик, и он любит машины, то может быть вам судьба весь год обходить залы Политехнического музея, хоть это неинтересно кому-то из родителей.
Если это девочка, то может вам раз за разом придется ходить на выставку фарфоровых кукол или еще какой-то игрушки.
Понимаете, дети любят одинаковое, это то, что взрослые не всегда могут понять. Дети любят изо дня в день слушать одну и ту же сказку, одну и ту же музыку, они с удовольствием пойдут в музей, где были неделю назад, у них не такое сильное отвращение после увиденного, как у взрослых. Ребенок, приходя в одно и то же место снова и снова, будет снимать определенный пласт глубины, и если на вопрос куда пойдем? - ребенок отвечает, что в тот же музей, вам не надо думать, что вы тратите время зря. 

Надо ли заводить домашних животных, живя за городом?
Конечно, у ребенка, я считаю, должно быть разнообразное окружение. Первые питомцы – это маленькие животные, котята, щенки, а если у ребенка нет братьев и сестер это просто необходимо. Если братья и сестры есть, то наличие животного в доме это еще одно измерение для общения.
Если вы чувствуете, что жизнь за городом очень уединенная, то заводите собаку для ребенка, какой-то спокойной породы, чтобы они росли вместе. Ребенок будет у собаки учиться общению, потому что кошки это делают по-другому, они дают возможность тепла, а собаки дают возможность взаимодействия, но собака должна быть детская, т.е. специально подобранная под ребенка. При отсутствии, конечно, аллергии у малыша. Если она есть, то можно все равно завести питомца – черепашку, рыбок, змею.
Хорошо, если животные разнообразные: попугаи, морские свинки, разные звери, а если ребенок еще помогает ухаживать – это вообще здорово. А когда родители заняты, то для ребенка это - первые друзья.
Лошади хороши для детей уже ближе к школьному возрасту. Но надо понимать, что это животное с характером. А вообще никакие интерактивные игрушки не являются заменой одного котенка или щенка, живого существа, к ним дети испытывают самые искренние чувства.
Животные очень важны при уединенном жилье и плюс разнообразие родственников, причем со всеми родственниками хорошо бы поддерживать отношения, не взирая на взрослые отношения. Для того, чтобы ребенок ощущал себя членом двух родов, надо хоть какие-то, а лучше теплые и дружеские отношения поддерживать. Потому что для уединенно живущего ребенка родственники это - первые люди, с которыми он тесно связан и с ними он тоже учится общаться. Это не замена сверстников, но это опыт общения с другими людьми. 

Как выбирать школу, тем, кто живет за городом?
К сожалению, я мало хорошего могу сказать про загородные школы. Почти все эти школы не соответствуют стандартам лучшего российского образования в силу излишней мягкости и либеральности.
Выбирая школу, надо понимать, что она начинается не с первого класса. Лучше год до школы отходить в это заведение, познакомиться с учителями, с порядком, тогда поход в первый класс будет мягче. Соответственно, выбором школы надо озадачиваться за 2-3 года до начала обучения в первом классе.
Если про детские сады за городом я могу сказать хорошие вещи и нет нужды возить ребенка в Москву, для дошкольника все под рукой, то со школой, я, как сторонник качественного образования, такого сказать не могу. Тут надо выбирать из двух: либо удобство – быстро добраться, либо качественное образование – поездки в Москву. В моей практике часто встречается, что многие семьи, в которых дети достигают школьного возраста, перебираются обратно в Москву, а за город ездят только на выходные. Я не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы загородные школы стали дотягивать уровнем до Москвы. Вы должны понять, каковы приоритеты семьи.
Понятно, что езда каждый день в Москву – это и пробки, и много времени, и сил. Для детей, которых укачивает, это в принципе не возможно, для детей хорошо переносящих дорогу надо понимать, что два часа в дороге или больше могут сказаться на ребенке. Поэтому о том, как сложится школьная жизнь ребенка, надо думать заранее, чтобы не решать ничего в последний момент.
Если ребенок нервный, истощаемый, то его нельзя подвергать такой встряске и можно дотянуть до средней школы, потому что если про начальную школу нельзя сказать ничего хорошего, то про среднюю школу за городом совсем ничего хорошего сказать нельзя.
Образование – это вещь, требующая традиций, и редко новая школа – это хорошая школа. Я не хочу говорить, что там нет хороших педагогов и замечательных идей, но я верю в традиции в плане образования.

Возврат к списку

советы родителям:

«Светлячки», Карафиат Ян

В 1876 году в частной пражской типографии была анонимно напечатана небольшая книжка «Светлячки», или повесть «для маленьких и больших детей». Вскоре критики с восторгом нарекли автора «чешским Андерсеном» и в следующем издании появилось его имя. Им оказался священник-евангелист Ян Карафиат.

Как в капле воды, в недолгой жизни семейства светлячков отразил автор всё земное бытие – счастливые детство и юность в родительском доме, ответственность взрослого за дело, которому он служит, радость иметь семью и растить детей, боль утраты – в подчинении таинственному Божественному замыслу...

«Странствие Парка», Патерсон Кэтрин

Странствие Парка

Парк не понимает, отчего мама отказывается рассказать ему об отце, который погиб во Вьетнаме 11 лет назад. Мальчик совсем его не помнит… И ему очень нужно найти ответ.

Поиски приводят Парка в поместье его дяди в Вирджинии. Но там Парка ожидают новые загадки. Кто эта вьетнамская девочка, которая только и делает, что дразнится? Почему она живет в их доме? В конце концов Парку открывается правда, которую он настойчиво искал. Сможет ли о ее принять?

«Между нами», Вадим Левин и Рената Муха

Между нами

Всем, кого интересуют вопросы приобщения малышей к чтению, будет чрезвычайно полезно послушать небанальные советы двух замечательных детских поэтов. Книга-игра, книга-оркестр (с оригинальными «партитурами чтения»), в которой есть место и стихам, и сказкам, и забавам, и серьёзным размышлениям, — своеобразная квинтэссенция методики начального литературного образования (НЛО), которую вот уже полвека совершенствует и внедряет в жизнь её автор — педагог, психолог и поэт Вадим Александрович Левин.

Книга имеет два «входа». Если открыть её со «взрослой» стороны, мы попадём в «Между нами, взрослыми…» и окажемся среди «педагогических заметок писателей» о том, «как читать детям, как читать с детьми, получая удовольствие и доставляя радость». Если же книгу перевернуть, перед нами окажется прекрасный стихотворный сборник двух мудрецов, навсегда оставшихся в Детстве. В одной компании с ними — художник Света Иванова, оформившая книгу так легко и играючи, что с ней не будет скучно никому — ни детям, ни взрослым.

«Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю», Туве Янссон

Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю

Неожиданная, совершенно уникальная книжка-картинка, которую всемирно известная и любимая финская писательница Туве Янссон сочинила (в стихах!) и проиллюстрировала (в цвете!) – в 1952 году. В этой книжке, которая на самом деле не просто книжка, а книжка-картинка-игра, читатель вместе с Муми-троллем помогает плачущей Мюмле искать ее сестренку – малышку Мю. В каждой странице есть окошко, через которое, преодолевая разные препятствия, Муми-тролль пробирается на следующую страницу… На которой его снова поджидают всевозможные неожиданности! В таком нелегком путешествии особенно важно воображение – как без него угадаешь, что же будет дальше?!

«Остались считанные дни…», Валентин Дмитриевич Берестов

Гуманитарное издательство «Совпадение» в серии «Варианты главного» выпустило книгу «Остались считанные дни…» поэта и литературоведа Валентина Дмитриевича Берестова, имя которого, без сомнения, знакомо и дорого всем ценителям хороших стихов для детей. Сборник состоит из воспоминаний разных лет и статей об А.С.Пушкине. Мемуары о собственном детстве Берестов перемежает воспоминаниями об А.А.Ахматовой, А.Н.Толстом, К.И.Чуковском, С.Я.Маршаке — словом, о тех литераторах, с которыми он познакомился в юности и на протяжении всей жизни сохранял дружеские отношения. Статьи о Пушкине приоткрывают менее известную сторону творчества выдающегося детского поэта.

Пятитомника графини де Сегюр

Приятным сюрпризом для читателей стал выпуск пятитомника графини де Сегюр (урождённой Софьи Фёдоровны Ростопчиной). В собрание вошли «Волшебные сказки», «Трилогия о Софи», повести «Записки осла», «Маленький горбун», «Добрый маленький чертёнок», «После грозы». В пятом томе читателей ждёт повесть «Генерал Дуракин», впервые переведённая на русский язык.

Выпуская подобные собрания сочинений без иллюстраций, с использованием обычных шрифтов, издатели занимаются прежде всего просвещением взрослых, предоставляя им возможность познакомиться со всем многообразием творчества того или иного писателя. Отмечая значимость каждого из упомянутых собраний сочинений, хочется всё же напомнить: любое включённое в них произведение вполне достойно особой — цветной и красочной «детской» жизни.