О порядке и распорядке в детской

Автор: Екатерина Бурмистрова.

Детская игра - предельно важное занятие.
В игре ребенок постигает мир человеческих отношений и вообще устройство мира. Человек, лишенный игры в детстве неизбежно психически неполноценен.

Очень часто можно услышать: «Мой ребенок не играет. Игрушки не интересны ему. Он гораздо охотнее возится рядом со мной на кухне, а самые разные игрушки в детской лежат без дела!»
Нормальна ли такая ситуация и в чем ее причина? Нужно ли что-то делать, или малыш перерастет и начнет играть больше и лучше?
В наше время ситуация с детской игрой и игрушками совсем не такая простая и беспроблемная, какой кажется на первый взгляд.

Психология игры и философия игрушки:

Какие бывают игрушки:
Игрушки бывают развивающие и сюжетные, пластмассовые и деревянные, для мальчиков и для девочек, китайские и не китайские.
Выбирая игрушку маленькому ребенку, во-первых, надо помнить о том, что материал, из которого она произведена должен быть максимально экологичным.
Кроме того, игрушка должна быть сделана из ударопрочных, нетоксичных и стойко окрашенных материалов – в расчете на то, что маленький ребенок будет ее и грызть и кусать, и ронять, и разными способами использовать не по назначению.
Многие китайские игрушки просто не предназначены для активного использования их ребенком. Они только имеют вид игрушки, но ломаются в течение первой недели. Ребенок не успевает ни наиграться этой игрушкой, ни привязаться к ней.
Итак, игрушка должна быть качественной и крепкой.
Игрушки, как и книжные иллюстрации, и обстановка детской во многом формируют эстетический мир и вкусы ребенка.
Выбирайте игрушки того эстетического направления, которое вам, родителям, ближе всего. Выбирайте игрушки, которые вам кажутся красивыми.

Начнем с количества:
Как правило, у любого современного ребенка, почти независимо от уровня доходов семьи, игрушек много больше, чем ему нужно и полезно иметь. У такого «затоваривания» есть несколько причин:

  • Заветные желания папы и мамы.
    Во-первых, и это относится в основном к первенцам, при появлении малыша в семье оба родителя, и особенно родитель, пол которого совпадает с полом родившегося ребенка, начинают покупать те игрушки, которые не могли себе купить, когда были маленькими детьми и очень эти игрушки хотели. Пик подобного рода покупок как раз и приходится на период от года до трех.
    И это родительское желание никак нельзя осудить, его можно только осознавать и пытаться контролировать.
    Мамы с упоением покупают кукольные сервизики и кроватки, коляски, а также самих кукол в товарном количестве.
    Папы покупают железные дороги впечатляющих размеров, разного рода машинки, автозаправки и даже, к ужасу мам, оружие.
  • Подарки.
    Все вместе – а также гости, бабушки и дедушки - приносят мягкие игрушки. Просто считается дурным тоном – прийти в дом, где есть ребенок, и не принести ему в подарок игрушку. Как правило, мягкую.
    Бывает так, что на рубеже второго года жизни игрушечное имущество ребенка за считанные недели увеличивается во много раз.
    А он не играет. Родители иногда даже сердятся: «У него есть такие игрушки, от каждой из которых, имей я ее в детстве, просто визжал бы от счастья, а у него никаких эмоций»
    К сожалению, это как раз тот случай, когда количество игрушек и качество игры – вещи обратно пропорциональные. То есть, чем больше игрушек, тем хуже игра. Вспомните известный эпизод из «Цветика-семицветика» - девочка Женя говорит: «Хочу, чтобы все игрушки мира были мои». И дальше сама не знает, что с ними делать, потому что играть с таким немыслимым количеством всего и в голову не приходит.
    К сожалению, многие современные дети оказываются в очень похожем положении.
  • Погоня за «ранним развитием»:
    Значительную часть игрушечного имущества современного ребенка составляют развивающие и обучающие игрушки. 
    Их сейчас очень много, и родители могут скупать буквально все подряд, не очень присматриваясь к возрастным ограничениям на коробке с игрой или игрушкой. Обучающие и развивающие игрушки, конечно же, должны у ребенка быть. Весь вопрос в количестве, качестве и способе применения.
    Развивающие игрушки ребенок может адекватно использовать только тогда, когда рядом есть заинтересованный взрослый, который доброжелательно покажет малышу, что именно можно делать с этой игрушкой.
    Если же развивающие игры и игрушки лежат «в навале» в ящиках с другими игрушками, россыпью и вперемешку – то толку от такой развивающей игрушки почти никакого. И вряд ли ваш ребенок станет использовать ее по назначению.
  • Немыслимое разнообразие:
    Нашему, постсоветскому, человеку все еще трудно привыкнуть к огромному предложению фактически по любой товарной позиции. И, не умея выбрать, покупаем все подряд.
    Нам часто кажется, что чем больше, тем лучше. На самом же деле в вопросах воспитания часто оказывается все иначе. И один из главных вопросов – чувство меры. Как правило, дети, у которых есть игрушки какие угодно, на них меньше всего внимания обращают. Количество игрушек непропорционально качеству игры. Скорее уж, обратно пропорционально. Часто бывает так, что чем больше игрушек, тем хуже ребенок играет, тем больше он их разбрасывает.
    Так что большое количество игрушек хорошо только в том случае, если игровое пространство правильно организовано.

Итак,

Искусство выбора игрушек:

Начнем все-таки с количества:
Тут все просто: игрушек должно быть столько в свободном доступе, сколько ребенок, при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать.
Напомню еще раз про особенности развития внимания маленького ребенка: к концу первого года жизни ребенок находится на «полевой стадии» развития внимания. Это означает, что если малыш начал играть с одной игрушкой, и при этом на глаза ему попалась другая, то он с большой вероятностью, оставит первую, отвлечется. И станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет все игрушки.
Если ваш малыш с чем-то заигрался, ни в коем случае не надо стараться подсовывать ему новые предметы с тем, чтобы разнообразить игру. В этом возрасте мы очень ценим концентрацию внимания. Заигравшегося ребенка надо оставить в покое и тихо радоваться, что его способности к целенаправленному действию развиваются.
Если же ребенок сидит в куче игрушек, то самое вероятное, что он их станет просто раскидывать.

«Печать общения» на игрушке:
Есть такой классический эксперимент в психологии развития: маму просят из всех имеющихся игрушек выбрать ту, в которую ее ребенок любит играть меньше всего, и в течение двух недель ежедневно по несколько минут играть с ребенком именно в эту игрушку. Результаты такого поведения превосходят все ожидания – игрушка становится из самой нелюбимой наиболее предпочитаемой.
Ребенок и потом еще долгое время выбирает эту игрушку даже при самостоятельной игре.
Дело в том, что для ребенка эта, именно эта игрушка, стала насыщенна присутствием мамы. Беря ее в руки, он вспоминает все предыдущие дни совместной игры, вспоминает, что и как мама с этой игрушкой делала.
На этой игрушке, как говорят психологи, теперь лежит «печать общения».
Так вот, если вы хотите, чтобы ваш ребенок играл со своими игрушками, вы должны вместе с ним проиграть в них много часов, «оживить» их своим присутствием.
Говорят, что «наигранную» и «не наигранную» игрушку легко можно отличить.
Чтобы ребенок играл, необходимо, чтобы мама играла вместе с ним. А иначе и ребенок будет играть только в мамины любимые игрушки – кастрюльки и мобильные телефоны.
Дети чаще используют те предметы, которыми пользуется мама.

Выбирая игрушку, думаем, что именно она развивает у ребенка:
Итак, современные дети не играют оттого, что игрушек у них слишком много, а, следовательно, они не являются ценностью. Дети не играют от того, что отсутствует передача игровой культуры между поколениями – так как дети в городах сейчас редко общаются между собой свободно, и не учатся друг у друга играм. Это отсутствующее звено в передаче игровой культуры нужно заполнить собой взрослым, а взрослые тоже не играют с детьми.
Кроме того, масса из предлагаемых игрушек – «неправильные».

Поговорим о правильных и неправильных игрушках:
«Неправильная» игрушка изготовлена из неправильного (неестественного) материала, окрашена в неестественные, отсутствующие в природе цвета. «Неправильная» игрушка слишком похожа на настоящий предмет (например, маленький игрушечный утюг совсем как утюг большой). Эта чрезмерная похожесть не оставляет места для развития фантазии ребенка: игрушка и так слишком похожа на образец, ничего домысливать не надо.
В «неправильных» игрушках часто используется принцип кнопки. Малыш нажимает кнопку, и от этого одного простого движения загораются лампочки, начинают крутиться колесики, все приходит в движение. То есть затраченное усилие абсолютно не соответствует полученному результату. И не позволяет образовать причинно-следственные связи, а значит, интеллект развивается совсем не так, как при игре с простой игрушкой. Там где «толкнул – покатилось» или «ударил - отлетело».
Тяга к ранним легким впечатлениям, к тому, что почти все вокруг является развлечением - откладывается очень глубоко.
Понятно, что мы живем в цивилизации кнопки - но чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему более очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление.
У детей есть огромный интерес к ручному труду – и мужскому, и женскому. Они очень внимательно смотрят на то, что делается руками. И если папа прибивает гвоздь или сверлит стену – то это для малыша просто праздник познания взрослой жизни.
Но, к сожалению, если образцы женского ручного труда можно увидеть (например, на кухне), то во многих семьях весь мужской ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера. И это закономерно - такова стадия развития цивилизации.
И, тем не менее, папам маленьких мальчиков я бы очень рекомендовала хотя бы изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому.
Это будет для них гораздо более развивающим занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка - многофункциональна.
То есть, ее можно использовать многими различными способами в самых разных играх.
Классический пример многофункциональной игрушки – мяч. Его можно и бросать, и катать, он может стать кукольным арбузом или сказочным колобком.
Чем меньше ребенок, тем больше среди его игрушек должно быть многофункциональных.
Правильная игрушка сделана из экологичного материала (ткань, дерево, металл, кожа). Конечно, совсем без пластмассовых игрушек обойтись вряд ли получится, но можно стремиться к тому, чтобы их процент был как можно ниже.

Создание игрового пространства и его организация. 

Принцип мелкой фасовки:
Один из простых и доступных способов сделать игрушку новой, или почти новой для ребенка – убрать ее подальше.
Если вы разделите все игрушечное имущество ребенка на 3 или 4 примерно равноценные части 3/4 уберете, и будете менять игрушечную «экспозицию» раз в неделю – ребенок собственные игрушки будет воспринимать почти как новые.
Для ребенка хорошо, если маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой.
Так малышу проще научиться играть, а не создавать вокруг себя хаос.

Где живут игрушки:
Дети очень любят, чтобы игрушки были разложены в разнообразные ящики, красивые коробочки и корзиночки. Так малышам проще понять, что у каждой игрушки свой домик.
Идеально, если в детской комнате присутствует игровая зона, и все игрушки «живут» именно там. Для детей постарше главным, организующим пространство игровой зоны предметом, может быть игрушечный дом.

Правильная организация игрового пространства и расположение предметов в детской:
Если ваш малыш уже начал ползать или ходить, игрушки, просто сваленные в ящик или корзину, не подойдут.
Психологи и педагоги считают, что оптимальное расположение игрушек – на уровне глаз ребенка на неглубоких открытых полочках.
То есть лучше всего подойдет для игрушек стеллаж, крепко привинченный к стене. Не надо путать такой стеллаж с системой хранения игрушек, которая обязательно должна быть расположена в недоступном для детей месте. Хорошо если игрушки в системе хранения распределены по видам и лежат в закрытых непрозрачных коробках.
Помните, что примерно до 3 лет ребенок гораздо лучше играет, если порядок на игровых полочках поддерживает мама. Дело в том, что дети в этом возрасте не способны создавать то, что специалисты называют «хорошей структурой» для игрушек.
Проще говоря, малыш увлеченно играет, пока может разрушать порядок и разламывать конструкции, созданные мамой. И как только все разрушено – интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает.

Первые игрушки для сюжетной игры:
Хорошие игрушки для годовалого, двухлетнего, трехлетнего ребенка должны «подсказывать» малышу сюжет игры, наталкивать на правильные способы обращения с собой.
Около полутора лет у малыша возникает способность в игре изображать действия, похожие на те, что он видит изо дня в день. Например, как кормят, укладывают спать, танцуют. Так появляется первая режиссерская игра. Возникновение такой игры – важная веха в психическом развитии ребенка. Психологи ориентируются на возникновение этой игры как на показатель общего благополучия развития ребенка.
И очень важно, чтобы мама понимала ценность этого вида игры. Сейчас многие родители увлечены развивающими игрушками и пособиями и недооценивают глобальное развивающее значение игры.
Ведь играя с игрушками и строя первые сюжеты, малыш усваивает опыт взрослых.
Именно играя, ребенок учится лучше понимать то, что происходит вокруг и делает действия взрослых своими.
Поэтому маме стоит забыть о своем высшем образовании, сесть на ковер в детской и начать показывать малышу, как собачка делает «топ-топ» и «ам-ам», понимая при этом, что ничто так не развивает ребенка, как совместная игра с мамой.
Кроме того игра – это золотой фонд вашего общения с малышом.
Перечислим первые игрушки для сюжетной игры:

  • Кукла-младенец (нужна и для девочек, и для мальчиков, ведь именно при игре с куклой ребенок осваивает человеческие эмоции)
  • Кукольное хозяйство, то есть посудка, бутылочки и сосочки, одежда и одеяльца
  • Большие машины и маленькие машинки
  • Железная дорога
  • Игровой дом
  • Куски ткани, для того чтобы наряжаться, драпироваться, превращаться и разные другие предметы для ряжения.
  • Неструктурированный игровой материал (камешки, каштаны, шишки или пластиковые мячики) – то есть предметы, которые можно пересыпать, и присваивать им любое игровое значение. Каштаны могут быть и кукольной картошкой, и денежками и бомбами. Тут есть большой простор для развития воображения вашего малыша.
  • Сюжетные игровые наборы с животными и человечками

Первые развивающие игрушки:
Развивающие игрушки тоже должны быть в детской, но место и роль у них совершенно особые. Так, эти игрушки ни в коем случае не должны находиться внизу, в «навале». У них должно быть свое место на высоких полочках, но такое, чтобы малыш мог их видеть и показать пальчиком или назвать, если ему захотелось в это поиграть. 
Если же игры лежат в доступном месте, то следить за порядком среди них должен взрослый.
Развивающие игрушки хороши как приложение к взрослому, который готов в них играть.
Именно при игре с развивающими игрушками создается «зона ближайшего развития», то есть те действия, с которым малыш один справиться не может, но они ему под силу вместе с мамой.
Если говорить о пропорциональном соотношении разных видов игр, то для ребенка, которому от года до четырех, сюжетных игр должно быть не меньше, чем развивающих.
Какие же развивающие игрушки должны быть у ребенка:

  • Крупная мозаика, диаметром 20 мм
  • Коробка форм
  • Рамки и вкладыша Монтессори
  • Пазлы, состоящие из 2, 4, 8 деталей
  • Крупные кубики пластмассовые,
  • Конструктор типа «Дупло», желательно с сюжетными дополнениями
  • Детские музыкальные инструменты
  • Доски развития

Надо показывать адекватные способы общения, проговаривать за ребенка его чувства. 

Знакомство с окружающим миром – игрушки для самых маленьких:
Главные детские игры до трех лет проходят не с игрушками: 

Игры с количеством. Вода и песок:
Игра с песком и водой дает ребенку столько радости, сколько взрослому – купание в теплом море. Поэтому постарайтесь хотя бы в теплое время года дать малышу вдоволь наиграться с ними. А ведь во многих странах лоток-песочница для помещений – непременный атрибут и детских садов, и детских комнат.
Назову игрушки, которые наверняка понравятся вашему ребенку:

  • Разного размера и цвета стаканчики для переливания
  • Формочки с различного рода отверстиями
  • Лейка
  • Пластиковая бутылка среднего размера
  • Водяная мельница для ванной
  • Игра «рыбалка»: крупные рыбки и удочка
  • Кораблики и рыбки простые и заводные

Игры на пересыпание:
Городским детям хронически не хватает сенсорных впечатлений, а особенно ощущений, связанных с осязанием. Особенно остро этот вопрос стоит в осенне-зимний период, когда в песок играть невозможно, а снег часто такой, что в него не поиграешь. Да снег и не подходит для игр на развитие осязания – он холодный, а это редко кто из малышей любит.
Поэтому родителям стоит приложить усилия к тому, чтобы из средств, которые всегда под рукой, сотворить развивающую среду для игр с количеством и тренировки осязания.
Игры на пересыпание увлекательны и очень нравятся детям. Такие игры способны даже самого резвого непоседу на время оторвать от привычных шалостей.
Самое простое, что можно делать дома – это пересыпать нечищеные грецкие орехи, каштаны или арахис. Для этого потребуется одна большая емкость (приблизительно 1-2 литра) и 2 поменьше (250-500 мг). Нужно показать малышу, как брать орехи по одному и раскладывать их по стаканчикам, а после показать ему, как можно пересыпать их горстями.
Но интереснее всего пересыпать крупу.
Пересыпать можно:

  • Пуговицы, бусины
  • Монетки
  • Крупную крупу (фасоль, горох, бобы)
  • Овощи (предварительно хорошо помытые)
  • Небольшие игрушки или детали мелкого конструктора

Развитие осязания:
Отличная возможность для развития осязания у малыша - игра «Волшебный мешочек». Принцип игры прост: в мешочек из ткани нужно положить 3-4 не слишком больших предмета, которые хорошо знакомы ребенку.
Очень важно, начиная с 10-11 месяцев стараться разнообразить словарь ребенка, добавляя в него слова, связанные с осязанием. Например: «твердое - нельзя мять». Чтобы различать эти понятия, надо поиграть с малышом с предметами, сделанными из разных по осязательным качествам материалов. К примеру, камешек и кусочек поролоновой губки.
Губка легко сожмется в ладошке, а твердость камушка даст противоположные ощущения.
Также надо учить малыша по-разному дотрагиваться до людей, животных, предметов.
Например, надо учить «ласково трогать», «трогать одним пальчиком», «гладить», а также 
хлопать ладошкой, сильно стучать, сильно нажимать. Эти упражнения помогут ребенку научиться контролировать силу своих ручек при контакте с кем-то или чем-либо
Очень много для развития осязания дают занятия с пластилином или соленым тестом, глиной. В осенне-зимнее время ребенку полезно, чтобы такие занятия, продолжительностью по 7-10 минут, были у него каждый день.
Набор-минимум для развития осязания:

  • Пластилин разной мягкости (пластилин в ведрах, пластилин в брусочках)
  • Игрушки, сделанные из разных материалов, тканей разных типов
  • Игрушки с различными наполнителями (например: крупой, шариками)
  • НЕ стоит мешать малышу знакомиться на ощупь со всем, что потенциально не опасно – прежде всего, с едой.

Создание нормальной игровой среды: лучшие игрушки для детей от 1 до 2:
Тут уместно, на мой взгляд, привести список лучших игрушек с краткими объяснениями по поводу каждой. Ведь не редко бывает так, что при огромном разнообразии игрушек у ребенка каких-то, весьма важных для развития недостает.
Перечислим их:

  • Мячи разных размеров и разного наполнения
  • Четырехколесный самокат или машина, на которой можно сидеть
  • Наборы мелких сюжетных игрушек
  • Звучащие игрушки

Создание «да-обстановки» и неигровые предметы в качестве игрушек. Разумное количество игрушек.
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо и свободно играл – вам как можно реже следует произносить в детской слово «нет». Это совсем не означает, что ограничения ребенку не нужны – просто время игры – далеко не лучшее время для введения ограничений.
Игра – пространство свободного творчества ребенка, и резкое мамино или нянино «нет» может это игровое пространство разорвать, тонкая ткань игры прервется, и ребенок не сможет продолжать играть дальше так же вдохновенно.
Ограничения, существующие в детской и по поводу игрушек должны быть просты, понятны, постоянны и минимальны.
Заранее решите, что именно нельзя делать ребенку с игрушками. И лучше всего, уберите подальше предметы, вызывающие поток запретов или большую тревогу у взрослых.
Если запрет повторяется часто, ребенок или привыкает игнорировать его, или вырабатывает излишнее упрямство через каждодневное сопротивление.

Об уборке игрушек. Навыки самостоятельности.
 Есть замечательная русская пословица: «Любишь кататься – люби и саночки возить». Говорит она, как вы понимаете, о том, что нужно отвечать за последствия своих действий.
Для ребенка, которому скоро должно исполниться два года, подобные вещи начинают быть доступными, если родители считают нужным и правильным тратить время и силы на совместную уборку игрушек, или участие ребенка в уборке со стола.
По мнению большинства психологов, для развития ребенка полезно, чтобы у него присутствовали минимальные домашние обязанности. Именно при каждодневном выполнении дел по дому у ребенка формируется способность отвечать за себя, концентрировать внимание, пробовать доводить начатое дело до конца.
Избавив ребенка от «неприятности» сбора игрушек, вы ему не поможете, а некоторым образом помешаете осознавать мир и себя в этом мире.
Естественно, большинству родителей и нянь гораздо проще и спокойнее убрать игрушки самим.
Но если привычка участвовать в уборке детской не возникнет рано, до трех лет, то после сформировать ее будет гораздо труднее, так как ребенок станет активнее сопротивляться.
Старайтесь находить время, силы и фантазию, чтобы не силком привлекать ребенка к ежевечерней уборке игрушек.
Сюжеты могут быть разные, но стержень один: сначала ребенок не может такие вещи делать сам, без участия мамы
Устраивая детскую, помните, что для ребенка вещи, которые его окружают – это целый мир. И вы вовсе не полочки развешиваете и шкафчики расставляете – вы создаете вселенную, в которой будет расти и учиться всему ваш малыш.

А если в семье несколько детей?
Как правило, первые дети, первенцы, становятся «квартирьерами» - именно при них появляется в семье наибольшее количество игрушек. Эти дети, становясь сначала просто старшими, а потом и самыми старшими в семье, долго помнят период своего безраздельного владычества над царством игрушек и могут с неохотой впускать в этот мир появляющихся наследных принцев – братишек и сестренок.
Основное правило можно сформулировать так: если в семье несколько детей, то основная масса игрушек (примерно 80 %) должны быть общие и по поводу них нужно договариваться: как их делить, что на что менять, кто и когда будет их убирать. Но у каждого ребенка, которому уже исполнилось 2 года, должен быть свой неприкосновенный ящичек, комодик или сундучок с игрушками, и родительское разрешение этими игрушками не делиться. Подобный подход сократит количество ссор из-за игрушек и избавит детей от обостренного чувства собственничества.
Как обустроить детскую для двоих, троих (и больше) детей мы будем подробно обсуждать в нашей следующей статье.

Возврат к списку

советы родителям:

«Светлячки», Карафиат Ян

В 1876 году в частной пражской типографии была анонимно напечатана небольшая книжка «Светлячки», или повесть «для маленьких и больших детей». Вскоре критики с восторгом нарекли автора «чешским Андерсеном» и в следующем издании появилось его имя. Им оказался священник-евангелист Ян Карафиат.

Как в капле воды, в недолгой жизни семейства светлячков отразил автор всё земное бытие – счастливые детство и юность в родительском доме, ответственность взрослого за дело, которому он служит, радость иметь семью и растить детей, боль утраты – в подчинении таинственному Божественному замыслу...

«Странствие Парка», Патерсон Кэтрин

Странствие Парка

Парк не понимает, отчего мама отказывается рассказать ему об отце, который погиб во Вьетнаме 11 лет назад. Мальчик совсем его не помнит… И ему очень нужно найти ответ.

Поиски приводят Парка в поместье его дяди в Вирджинии. Но там Парка ожидают новые загадки. Кто эта вьетнамская девочка, которая только и делает, что дразнится? Почему она живет в их доме? В конце концов Парку открывается правда, которую он настойчиво искал. Сможет ли о ее принять?

«Между нами», Вадим Левин и Рената Муха

Между нами

Всем, кого интересуют вопросы приобщения малышей к чтению, будет чрезвычайно полезно послушать небанальные советы двух замечательных детских поэтов. Книга-игра, книга-оркестр (с оригинальными «партитурами чтения»), в которой есть место и стихам, и сказкам, и забавам, и серьёзным размышлениям, — своеобразная квинтэссенция методики начального литературного образования (НЛО), которую вот уже полвека совершенствует и внедряет в жизнь её автор — педагог, психолог и поэт Вадим Александрович Левин.

Книга имеет два «входа». Если открыть её со «взрослой» стороны, мы попадём в «Между нами, взрослыми…» и окажемся среди «педагогических заметок писателей» о том, «как читать детям, как читать с детьми, получая удовольствие и доставляя радость». Если же книгу перевернуть, перед нами окажется прекрасный стихотворный сборник двух мудрецов, навсегда оставшихся в Детстве. В одной компании с ними — художник Света Иванова, оформившая книгу так легко и играючи, что с ней не будет скучно никому — ни детям, ни взрослым.

«Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю», Туве Янссон

Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю

Неожиданная, совершенно уникальная книжка-картинка, которую всемирно известная и любимая финская писательница Туве Янссон сочинила (в стихах!) и проиллюстрировала (в цвете!) – в 1952 году. В этой книжке, которая на самом деле не просто книжка, а книжка-картинка-игра, читатель вместе с Муми-троллем помогает плачущей Мюмле искать ее сестренку – малышку Мю. В каждой странице есть окошко, через которое, преодолевая разные препятствия, Муми-тролль пробирается на следующую страницу… На которой его снова поджидают всевозможные неожиданности! В таком нелегком путешествии особенно важно воображение – как без него угадаешь, что же будет дальше?!

«Остались считанные дни…», Валентин Дмитриевич Берестов

Гуманитарное издательство «Совпадение» в серии «Варианты главного» выпустило книгу «Остались считанные дни…» поэта и литературоведа Валентина Дмитриевича Берестова, имя которого, без сомнения, знакомо и дорого всем ценителям хороших стихов для детей. Сборник состоит из воспоминаний разных лет и статей об А.С.Пушкине. Мемуары о собственном детстве Берестов перемежает воспоминаниями об А.А.Ахматовой, А.Н.Толстом, К.И.Чуковском, С.Я.Маршаке — словом, о тех литераторах, с которыми он познакомился в юности и на протяжении всей жизни сохранял дружеские отношения. Статьи о Пушкине приоткрывают менее известную сторону творчества выдающегося детского поэта.

Пятитомника графини де Сегюр

Приятным сюрпризом для читателей стал выпуск пятитомника графини де Сегюр (урождённой Софьи Фёдоровны Ростопчиной). В собрание вошли «Волшебные сказки», «Трилогия о Софи», повести «Записки осла», «Маленький горбун», «Добрый маленький чертёнок», «После грозы». В пятом томе читателей ждёт повесть «Генерал Дуракин», впервые переведённая на русский язык.

Выпуская подобные собрания сочинений без иллюстраций, с использованием обычных шрифтов, издатели занимаются прежде всего просвещением взрослых, предоставляя им возможность познакомиться со всем многообразием творчества того или иного писателя. Отмечая значимость каждого из упомянутых собраний сочинений, хочется всё же напомнить: любое включённое в них произведение вполне достойно особой — цветной и красочной «детской» жизни.