Дети Хамовники
«Студия развития культуры речи»
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает…
Развитие культуры речи предполагает не только овладения речевыми правилами и выразительными приёмами, но и совершенствование уровня общей культуры человека, его мышления и кругозора.
В помощь детям разного возраста (от 5 до 15 лет) мы предлагаем:
Тематические циклы занятий по развитию культуры речи:
- «Сказочка, что вязочка - как слова свяжешь, так и скажется...» (от 5 до 9 лет)
- Сказка в зеркале русской живописи (от 6 до 10 лет)
- «Путешествие в мир русской живописи» ( от 7 до 13 лет)
- «История в красках» ( от 11 до 15 лет)
Группы в составе 6-8 человек формируются по возрастному принципу – так, чтобы в дети оказались среди ровесников. Каждый цикл предполагает 6 – 8 еженедельных занятий. Циклы лучше проходить поэтапно, начиная с первого или второго – в зависимости от возраста ребенка; если ему больше 10 лет, то начать можно с «Путешествия в мир русской живописи». В течение года можно пройти два цикла.
Цикл 1. "Сказочка, что вязочка - как слова свяжешь, так и скажется..." (для детей от 5 до 9 лет)
Задача занятий: развитие способности к монологической речи-пересказу на материале русских народных сказок.
В структуре каждого занятия:
Вводная часть
- «Слово - не воробей...»: лингвистические игры на правила речи.
Основная часть
- «Скоро сказка сказывается»: слушание и осмысливание содержания выбранной сказки.
- «Диво-дивное, чудо-чудное...»: вычленение "сказочных" оборотов речи: зачинов, концовок, формул-характеристик, метафор, эпитетов, гипербол, сравнений и пр.
- «Долго ли, коротко, близко ли, далеко ли...»: работа над умение выделять основные события и их последовательность в тексте.
- «Сказка, сказка - прибаутка, показать ее не шутка...»: ролевое разыгрывание сказки по событиям.
- «Ухо слышит - перо пишет»: рисование: создание иллюстраций к структурным частям сказки.
Заключительная часть
- «Вот вам сказка - а мне бубликов связка!»: коллективный пересказ для родителей по рисункам детей.
- «Золотое яблочко»: подведение итогов занятий.
Цикл 2: «Сказка в зеркале русской живописи» (для детей от 6 до 10 лет)
Задача занятий: совершенствование выразительных возможностей речи и способности к диалогической и монологической речи-описанию на основе наблюдения картин русских художников по сюжетам сказок.
В структуре каждого занятия:
Вводная часть
- «Билет» на ковер-самолёт: лингвистические игры на правила речи.
Основная часть
- «Полёт на ковре-самолёте»: практикум развития наблюдательности и выразительной речи-описания по впечатлениям от картин на сказочные сюжеты.
- «Портретная галерея сказочных героев»: создание словесных и живописных портретов избранных персонажей.
Заключительная часть
- «Приглашение на выставку»: итоговая «экскурсия» по галерее портретов для родителей.
Цикл 3: "Путешествие в мир русской живописи" (для детей от 7 до 13 лет)
Задача занятий: развитие способности к связной речи и рассказу по впечатлениям от картины (на примере произведений русской живописи)
В структуре каждого занятия:
Вводная часть
- «Живые слова»: лингвистические игры и упражнения
Основная часть
- «Уроки одной картины»: практикум развития диалогической речи и составления творческих рассказов по избранным картинам русских художников (монологическая речь)
Заключительная часть
- Итоговая «экскурсия» для родителей
Цикл 4: "История в красках" (для детей от 9 до 15 лет)
Задача занятий: развитие мышления, культурного и исторического кругозора на основе поискового диалога по картинам русских художников на историческую проблематику.
Индивидуальные занятия
Занятия непосредственно с педагогом являются хорошим продолжением и закреплением опыта, полученного в ходе различных групповых занятий Студии развития культуры речи, и направлены на формирование навыка осмысленного чтения и художественного слова (для читающих детей и подростков).
Задача индивидуальных занятий с дошкольниками и школьниками — научить ребенка осмысленно воспринимать художественные тексты и выразительно и ясно доносить их до слушателя. Практическая направленность занятий предполагает совершенствование выразительных возможностей речи на классических образцах русской поэзии, прямо или косвенно связанных со школьной программой. Это, в частности, позволяет существенно повысить самооценку ребенка и влияет на развитие чувства уверенности и успешности при ответах у доски.
В содержание занятий входит:
- развитие способности к пониманию и выразительному исполнению текстов,
- анализ смысловой логики, художественных особенностей текста и его взаимосвязи с культурно-историческим контекстом,
- формирование навыка осмысленного чтения,
- обогащение мышления, техники речи, интонационной выразительности,
- расширение общекультурного кругозора,
- художественное слово,
- декламация.